Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Исторические предпосылки

14.10.2015

Не подвергается сомнению, что Приднестровскую Молдавскую Республику создал народ, а его волю к созданию собственной государственности поддержали и оформили депутаты различных уровней. Но формальному закреплению за молодой республикой государственного статуса предшествовал ряд исторических событий в рамках Молдавской ССР.

Бациллы национализма были посеяны на правом берегу Днестра еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Во всех бедах там обвинялись так называемые пришлые, прежде всего русские. Лозунгами националистических митингов на площади так называемого великого национального собрания (ранее площадь Победы) были «Чемодан – вокзал – Россия!», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр!». Росли прорумынские настроения отказа от молдавской идентичности, «исторического объединения» с матерью-родиной Румынией.

Впервые общественно-политическая обстановка в Молдавской ССР обострилась в связи с обсуждением и принятием двух законов – «О государственном языке» и «О функционировании языков на территории МССР». Опубликованные проекты законов вызвали волну критики на Левобережье Днестра, в их обсуждении приняли участие представители 90 трудовых коллективов. Обобщенное мнение приднестровцы направили в ЦК КПМ и Верховный Совет МССР. Однако реакция руководства республики оказалась негативной.

Соответствующая реакция на реакцию последовала в Рыбнице, где собрался многотысячный митинг. Его участники выступили в поддержку равноправия языков, придания русскому языку, наряду с молдавским, статуса государственного. По этому поводу рыбничане даже предложили провести референдум в масштабах МССР. Эти же идеи в стенах Верховного Совета МССР озвучили депутаты от населенных пунктов Приднестровья. Но, как и ожидалось, они были напрочь отвергнуты националистическим большинством представительного органа еще советской республики. Это привело к решению создать Объединенный совет трудовых коллективов (ОСТК). Новая общественная организация, объединившая в своих рядах представителей трудовых коллективов, на фоне беспринципности партийных органов на том этапе возглавила борьбу жителей региона за свои права.

21 августа 1989 г. впервые в истории СССР началась беспрецедентная по своему размаху политическая забастовка трудовых коллективов Приднестровья. Но Верховный Совет МССР все равно принял дискриминационные законы о языках, их функционировании и переводе молдавского языка с кириллической на латинскую графику. Так на правом берегу был установлен моноязычный режим, по определению неприемлемый для многоязычного Приднестровья. Таким образом, в Молдавской ССР произошел политический раскол общества. Главным очагом сопротивления этнократии становился приднестровский регион. При этом союзные власти, уже выпустившие националистического джина из бутылки, и не только в Молдавии, в разгорающемся общественно-политическом конфликте вели себя отстраненно и пассивно. Это только придало оказавшим гражданское неповиновение приднестровцам уверенности в том, что они сами должны защищать свои права. Именно в это время в Приднестровье появилась идея возрождения собственной государственности, существовавшей здесь до 1940 года. Ее поддержали депутаты Бендер, Тирасполя, Рыбницы и района. После прекращения забастовки идея автономизации начала овладевать все большим числом людей.           

3 декабря 1989 г. в Рыбнице прошел референдум об образовании ПАССР в составе МССР. Позже аналогичные плебисциты прошли и на остальной территории Приднестровья. Утверждение новым составом Верховного Совета МССР румынского триколора в качестве государственного флага привело к конфликту с городскими советами Тирасполя, Бендер и Рыбницы. Депутаты этих советов отказались признавать румынский флаг в качестве официального, а также вывешивать его на подведомственной административной территории. В это время депутат-националист К. Оборок заявил: «Всех выступающих против символики Молдовы пересажаем, тюрем на всех хватит».

22 мая 1990 г. группа русскоязычных депутатов от Приднестровья была избита беснующейся толпой народнофронтовцев в Кишиневе. Тогда они прекратили свою работу в молдавском парламенте, дороги обратно уже не было.

В сложившейся ситуации от депутатов потребовались иные формы и методы защиты прав избирателей. Тогда 2 июня 1990 г. в Парканах прошел первый съезд депутатов всех уровней Приднестровья. Итогом его работы стало принятие декларации «О социально-экономическом развитии Приднестровья». В соответствии с этим документом территория региона стала управляться Координационным советом социально-экономического развития Приднестровья, в который вошли представители городских, районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Съезд заявил о приверженности рыночным отношениям, о свободном функционировании различных форм собственности, о передаче власти Советам народных депутатов, разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, политическом плюрализме, равенстве национальностей, свободном развитии культуры и языков. Впоследствии эти принципы стали основой конституционного строя в будущей ПМР. Именно на первом депутатском съезде в Парканах было принято решение о создании самоуправляемого экономического региона. Однако молдавские власти уже по традиции объявляли все решения приднестровских депутатов антиконституционными, прокуратура Молдовы завела на них уголовные дела.

2 августа 1990 г. трудовой коллектив Тираспольского завода им. Кирова обратился к жителям города и региона с призывом провести 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья для выработки мер по защите экономики, политических и социальных прав трудящихся. Оно было поддержано сессией Тираспольского горсовета. В это же время в Бендерах, Рыбницком районе и Дубоссарах прошли референдумы о самостоятельном пути развития этих административных территорий.

Ход исторических событий, этнические и политические реалии, складывающиеся на двух берегах Днестра, демонстрировали, что внутренняя политическая ситуация не способствовала сохранению суверенитета РМ в существовавших границах и в унитарной форме ее политического устройства. Это способствовало появлению идеи создания в Приднестровье самостоятельного государства. Если 2 июня 1990 г. съезд депутатов всех уровней региона высказался за его автономный статус, то спустя три месяца на втором аналогичном депутатском форуме встал вопрос о провозглашении республики вне рамок молдавской государственности.