Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Александр Щерба: «Приднестровье ответственно и последовательно в своих действиях»

06.07.2018

Визит международного чиновника такого уровня – председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ – в Приднестровье в период деятельности Верховного Совета шестого созыва происходит впервые. Поэтому его можно считать и ознакомительным, и рабочим. Механизмы, которые существуют в лице постоянного представителя ОБСЕ в Молдове, контакты с руководителем парламентской комиссии, которая занимается «замороженными» конфликтами, позволяют доносить нашу официальную позицию до других участников международных процессов.

Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – коллегиальный орган, не обладающий полным набором инструментов для того, чтобы повлиять на переговорный процесс между Приднестровьем и Республикой Молдова в формате «5+2». Он ведется специальными политическими представителями сторон, министерством иностранных дел, главой государства и направлен на выстраивание взаимоотношений между Приднестровьем и Молдовой. Международные партнеры, гаранты и организации, безусловно, обладают большим спектром возможностей по анализу ситуации, имеют опыт разрешения подобных молдо-приднестровскому конфликтов, как на европейском континенте, так и в мире в целом. Это важный механизм.

Исходя из этого, Верховный Совет проинформировал председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгия Церетели о роли и месте приднестровского парламента в международных делах, в выстраивании отношений между ПМР и РМ. Одно из предложений, которое прозвучало в ходе диалога с иностранными представителями, – придать дополнительный импульс не самому переговорному процессу в формате «5+2», который продвигается достаточно успешно, а решить конкретные проблемы, связанные с реализацией прав и свобод граждан на передвижение и образование. Мы хотели бы, чтобы международное сообщество приложило дополнительные усилия по выполнению ранее достигнутых сторонами переговорного процесса договоренностей. Между Приднестровьем и Молдовой подписано около двух сотен соглашений, протоколов о взаимодействии в различных сферах. Однако все они применяются только приднестровской стороной, чего не скажешь о молдавской. В Молдове каждый раз со сменой политической власти новым руководством предъявляются претензии к этим документам, инициируется их пересмотр. В этой связи наличие международного арбитра представляется как стабилизирующий фактор, гарантийный механизм реализации достигнутых сторонами договоренностей.

Мы проинформировали наших коллег-парламентариев о последовательности отстаивания интересов Приднестровской Молдавской Республики с точки зрения выражения воли приднестровского народа. При этом мы бы хотели, чтобы такая же взвешенная и ясная позиция, основанная на мнении народа, была и у официального Кишинева.

ОБСЕ – это организация, которая может способствовать налаживанию диалога между двумя сторонами конфликта. Она не заменит их усилий в этом направлении. Мы выражаем общее желание, чтобы молдавские власти были более самостоятельными и сформировали механизм, когда политика в лице высших должностных лиц, в лице высших органов государственной власти опиралась на мнение народа и была последовательной.

  Приезд сюда руководителя этой авторитетной международной организации означает, что мы как сторона переговоров поднялись на равный уровень с другими. Нас не воспринимают сквозь призму официального Кишинева, как некий объект, который выпадает из международного сообщества. Это позитивные перемены.

В частности, в прошлом году представители Верховного Совета и приднестровского МИДа участвовали в заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы, которое состоялось в Париже. Существуют позитивные договоренности в рамках работающего переговорного формата «5+2». Внушают оптимизм и достигнутые в конце мая соглашения в Риме, в Италии, которая сейчас председательствует в ОБСЕ. Это придает нам дополнительную надежду, что общими усилиями нам удастся сформировать базис и представления о том, как должен развиваться переговорный процесс и что должны выполнять и Тирасполь, и Кишинев при участии международных посредников.

Односторонние действия, которые продиктованы политической целесообразностью, в конечном итоге, приводят не к достижению итоговой цели, а к непониманию между сторонами. В полной мере это касается многочисленных предложений официального Кишинева вывести российских военных. Международное сообщество понимает, что договариваться должны две равные стороны: Приднестровье и Молдова. Отход от этого принципа приводит к тому, что стороны не сближаются, а удаляются друг от друга. Мы в своих действиях ответственны и последовательны.