Если не мы, то кто… Семь десятилетий назад этот принцип вел наших дедов к Великой Победе. Если не мы, то кто поддержит их сегодня.
Депутат Верховного Совета Галина Антюфеева тираспольских ветеранов знает поименно. Она частый гость проводимых для них мероприятий и неизменный помощник в делах, связанных с поддержкой участников Великой отечественной войны, работников тыла, узников концлагерей – всех тех, в чьей биографии есть страницы, обожженные войной, обагренные кровью близких, окропленные слезами ужаса, потерь и … счастья. Они победили! Им было суждено выжить в одной из жесточайших в мировой истории войн, чтобы донести до следующих поколений непреходящие ценности – любовь к родине, стремление к свободе, веру в победу. Сегодня каждый из них нуждается в поддержке. Материальная или моральная, она в равной степени важна, особенно в преддверие юбилея Великой Победы.
«Мы вспоминаем тех, кого нет с нами рядом, и стараемся уделить как можно больше внимание живым. Мы делаем все возможное, чтобы каждого обогреть добрым словом, напомнить, что никто не забыт, ничего не забыто. Мы помним о героях, гордимся ими, стараемся подарить хоть капельку радости», - говорит депутат Верховного Совета, председатель единой русской общины «Русский дом»Галина Антюфеева. Жернова фашизма не обошли и ее семью. Война оборвала жизнь ее деда Шклярова Семена Моисеевича. Он ушел на фронт в 41-м, а меньше года спустя пришло извещение о том, что Семен Шкляров пропал без вести. Его осиротевший в восьмилетнем возрасте сын всю жизнь не оставлял надежды найти отца. Обращались в военкомат, запрашивали информацию в архивах Министерства обороны СССР, писали в газеты и редакцию программы «Жди меня», искали сведения на специализированных сайтах. Счастливая весточка пришла в ноябре 2008 года из Подольска. На очередной запрос потомков ответили, что 105-ая стрелковая бригада, младшим сержантом которой значился Семен Моисеевич Шкляров, 8 июля 1942 года (а это официальная дата, когда он пропал) вела боевые действия в Тульской области. Позже удалось выяснить, что захоронен дед-защитник в деревне Зайцево.
Счастье сына - Михаила Семеновича Шклярова, который на тот момент уже сам давно стал дедушкой,- было безмерно. Он словно вернул того, кто был отнят войной. Внуки участника Великой Отечественной посетили братскую могилу, расположенную в тульском лесу. На плитах возле памятника имена погибших в этих краях в военное лихолетье. Среди них младший сержант Шкляров – тот, кем гордится внучка Галина Антюфеева, тот, кто, наверняка, гордился бы ей. Общаясь с ветеранами, она словно отдает дань памяти и уважения собственному деду.
На этой неделе клуб «Ветеран» снова собрал под своей крышей тех, кто прошел отечественную войну. Галина Антюфеева, возглавляющая русскую общину, передала им материальную помощь от правительства Москвы. По 570 рублей получили около шестидесяти человек, но адресатов гораздо больше. Многим денежные средства будут вручены позже вместе с учрежденной в январе этого года медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов». Не все они придут на парад. Годы и нестираемые из памяти воспоминания берут свое. Принимать поздравления в тесном кругу спокойнее.
Владимир Иванович Василевский на фронт ушел в 43-м, едва отметив семнадцатилетие. Страшная же весть о начале войны застала подростка в Донецке. Рассказывает, что тяжело переживает происходящее там сегодня. Недавно узнал, что под обстрел попала его родная школа. А ведь он верил, что семь десятилетий назад отстоял мир. Его родная 108-я дивизия прошла всю Белоруссию, освобождала Варшаву, дошла до Берлина. По окончании войны оберегал советские рубежи в погранвойсках. Волею судьбы и военного долга оказался в Тирасполе, который подарил ему супругу. Их семья – почти ровесница Великой Победы. Пятеро детей, восемь внуков и шестеро правнуков подтверждают, что жизнь прожита недаром. Но так иногда не хватает общения с фронтовыми товарищами. Тех, с кем можно обменяться воспоминаниями, остается все меньше. Здесь, в клубе «Ветеран», уже неважно, кто какой фронт прошел, в каком звании и чине встретил Победу, каких удостоен наград. У них общее военное прошлое.
Дора Исааковна Фликштейн в 14 лет оказалась узником гетто. На ее руках умер четырехлетний брат. Их с мамой гнали в концлагерь. «Мы когда прибыли туда, вокруг было очень много раненных, убитых, которые лежали на земле замерзшие, как камешки», - делится жуткими воспоминаниями ветеран. – Среди нас оказались богатые евреи, которые смогли откупиться от фашистов. Моя мама на коленях умоляла их взять меня с собой. Они согласились, но я должна была тащить их вещи. Мне было всего 14 лет. Обе ноги ранены. Я тащила неподъемный вещмешок, который в кровь изранил мне плечи. Я бросила его и сказала, что дальше не пойду. Они ушли. Я осталась одна в чистом поле. Дошла до леса. Встретила партизан. Они накормили меня хлебом, но сказали, что не могут взять с собой, так как обязаны выполнить задание. Я снова осталась одна. Шла, не разбирая дороги, спала на снегу, но все же добралась до Балты».
Сегодня 88-летняя Дора Исааковна нечасто выходит из дома и все реже рассказывает о событиях военных лет – сердце не выдерживает. Но говорить об этом надо, уверена ветеран. Уроки истории лучше изучать в теории, иначе на практике может снова случиться непоправимое. Сотни миллионов погибших во Второй мировой войне не вернуть. Среди них могла быть и юная Дора.