В состав города Бендеры входит три села: Гиска, Протягайловка и Варница. Про Варницу, в силу политической составляющей этого вопроса, говорить не будем. Что будет с нашими селами? Как они будут развиваться в дальнейшем? Что будет с сельской инфраструктурой: с дорогами, с освещением, с уборкой мусора, с благоустройством территории? Когда эти вопросы, наконец, будут решены и многолетние ожидания людей оправдаются?
Проблемы.
Так уж вышло, что многие годы решение сельских проблем откладывалось «на потом». Это и понятно. Основная масса жителей проживает в городе, большинство автолюбителей, в том числе и сельские жители, ездят по городским дорогам, в городе проживает 90 процентов населения. Большинство из которых проживает в многоквартирных домах, где довольно часто текут кровли, подвалы и имеются прочие коммунальные «прелести». Город есть город. Проблем хватает. А денег, как известно, всегда мало – вот и тратят их приоритетно на решение, в первую очередь, проблем городских.
Но в условиях, когда «затыкаются дырки» (да-да, именно так, а не решаются проблемы в большинстве случаев системно) коммунальных проблем в городе, наши сёла долгие годы оставались обделёнными вниманием. Почему так? Почему все решения, касающиеся сельских проблем, принимаются руководством города, в то время как на селе имеется и свой всенародно избранный глава, и местный сельский совет, состоящий из выбранных, опять-таки, депутатов – жителей села, которые ежедневно сталкиваются с проблемами, но не имеют никакой возможности повлиять на их решение?
Во многом деятельность сельских администраций свелась к выдаче справок. Властных полномочий фактически не осталось. По любому мало-мальски значимому вопросу глава администрации села вынужден обращаться либо в городской совет, либо в государственную администрацию, а то и напрямую в наши коммунальные предприятия, где иной раз с ними, мягко говоря, даже разговаривать не хотят.
Почему так вышло? Как мы пришли к такому?
А всё потому, что если за порядок в вашей собственной квартире будет отвечать управдом – то тогда, скажем по-булгаковски, пропал дом. И порядка в вашей квартире не будет никогда. До тех пор, пока местная сельская власть в лице сельского совета и главы администрации села не будут иметь полномочий по решению сельских проблем, ничего на селе не изменится.
Решение.
Первый шаг уже сделан. Мною была разработана законодательная инициатива о внесении изменений в Земельный кодекс Приднестровской Молдавской Республики с целью наделить сельский совет правом принимать решения о предоставлении земельных участков. Невероятно, но факт!!! Оказывается, такого права у сельских администраций уже давно нет благодаря Указу Президента Шевчука №37 от 24 января 2012 года. Спустя месяц после занятия своей должности Евгений Васильевич права у сельских советов свои указом урезал. Причём при рассмотрении на заседании Верховного Совета моих предложений по возврату полномочий в области земельных отношений представитель правительства был категорически против, впрочем, как и представитель президента.
Я глубоко убеждён в том, что житель села не должен по пустякам обивать кабинеты городских чиновников. Сельчане должны прийти в сельский Совет и там решить большинство своих проблем. На то она и власть на селе, чтобы решать проблемы граждан, а не выступать эдаким посредником-диспетчером между своими жителями и городской администрацией.
Но это только начало пути. Право распоряжаться землей не решит проблему освещения и дорог. На одном из совещаний у Председателя Верховного Совета ПМР Вадимом Николаевичем Красносельским была поставлена задача нашему комитету – Комитету по государственной региональной политике, заместителем председателя которого я и являюсь, разработать блок законопроектов, дающих селу финансовую самостоятельность. Такие инициативы разработаны и находятся сегодня на рассмотрении.
Что имеется в виду. В первую очередь то, что у сёл должен появиться собственный бюджет. Сегодня у нас в государстве есть бюджет республиканский, из которого финансируются органы власти, весь силовой блок (МВД, МГБ, Министерство обороны), наши медики и иные бюджетники. Есть местные бюджеты, как, например, бюджет города Бендеры, из которого финансируются учителя, работники местной бюджетной сферы, а также различные коммунальные программы. Именно поэтому все решения и принимаются в городе.
А сельского бюджета нет. Нет денег – нечем распоряжаться, нечем решать сельские проблемы. Вот и начинаются хождения Олеси Викторовны Хмельницкой, главы села Гиска, и Раисы Николаевны Лукьянченко, главы села Протягайловка, по адовым кругам органов городской власти в поисках решения сельских проблем.
Когда же у сёл появится собственный бюджет и собственные средства, то местная власть в лице местных сельских депутатов самостоятельно будет решать многие проблемы села – проблемы сохранения и развития инфраструктуры, проблемы освещения и благоустройства, уделить внимание материальному обеспечению сельского здравоохранения, ремонту остановок и уборке мусора, да мало ли что можно ещё полезного сделать. Как там говорится: дайте нам не рыбку, а удочку. Сельский бюджет и будет той самой удочкой.
Уверен в том, что поставленная Вадимом Красносельским задача будет решена, назревшие изменения закона будут приняты. Это позволит вдохнуть в село новую жизнь.
Депутат Верховного Совета
Приднестровской Молдавской Республики А. Н. Онуфриенко