Важной вехой в приднестровской истории стало всенародное принятие 24 декабря 1995 года новой Конституции. Референдум прошел параллельно с выборами депутатов Верховного Совета II созыва. Республика опиралась на принятый тремя месяцами ранее закон «О выборах народных депутатов ПМР», которым утверждался двухпалатный парламент. 32 человека стали членами Палаты Законодателей (им предстояло работать на постоянной основе), 35 депутатов, избранных по семи территориальным округам, вошли в состав Палаты Представителей. Первым предстояло разрабатывать законы и постановления, вторым – их поддерживать или аргументированно отказывать в одобрении: закон имел право на жизнь, в случае если его поддержали больше половины членов Палаты Представителей.
Депутатский корпус 1995–2000 годов по своему составу серьезно отличался от первого созыва. Если на старте приднестровской государственности 83% парламентариев представляли КПСС, то во вторую пятилетку доля коммунистов в составе Верховного Совета составила всего 6%. Еще меньше оказалось представителей партий аграриев и народовластия (по 4%). Весомейший пакет мандатов по итогам голосования достался независимым кандидатам и образованной буквально накануне выборов партии «Движение за развитие Приднестровья».
О качественном составе парламента говорит тот факт, что 60 из 67 депутатов имели высшее образование, 8 – ученую степень или звание, двое являлись лауреатами Государственных премий, 55 человек были обладателями орденов и медалей.
17 января 1996 года состоялось заседание первой сессии Верховного Совета II созыва. Президент подписал поддержанную 82% участников референдума Конституцию. Парламентарии избрали руководство Верховного Совета. Его снова возглавил Григорий Маракуца. Первым замом стал Владимир Атаманюк. Председателем Палаты Законодателей был избран Виктор Карамануца, во главе Палаты Представителей встал Виталий Глебов.
Среди заслуг депутатов того периода – принятие основополагающих законодательных актов, первых кодексов, конституционных законов. На рубеже веков назрела необходимость реформирования отношений собственности. Законодатели сделали и этот шаг. Решений принималось много, но механизм законотворчества все же не был полностью отрегулирован. Всего Верховным Советом второго созыва было принято 368 законов, но значительное их число, особенно на первоначальном этапе, предполагало изменения и дополнения уже действующего законодательства. Связано это было с тем, что с момента создания республики законодательная база формировалась, в основном, путем копирования сначала советских, а затем российских, украинских, молдавских, белорусских правовых норм и положений. Не в полной мере оправдывал себя и метод собственных проб. Депутатам было предоставлено право индивидуальной инициативы, которым они активно, но не всегда успешно пользовались. В результате накопилось большое количество документов, с рассмотрением которых законодатели физически не справлялись. Назрела необходимость разработки и принятия Концепции законотворческой деятельности и программы работы на время полномочий созыва. Нужны были и структурные изменения.
Во-первых, большей продуктивности законотворческого процесса мешала территориальная отдаленность многих депутатов, работающих на непостоянной основе. Во-вторых, к тому времени еще не был налажен механизм направления документов парламентариям для ознакомления. На тот момент аппарат законодательного органа, по сути, отсутствовал: не было ни помещений, ни материально-технических средств, ни специалистов. На первых порах решению организационных вопросов способствовало создание территориальных комитетов, представляющих интересы городов и районов. Их наличие, с одной стороны, повышало качество предварительной подготовки законопроектов, с другой – обеспечивало обратную связь с общественностью республики, избирателями.
Серьезное влияние на суть и содержание принимаемых депутатским корпусом законопроектов оказывал его состав с точки зрения профессиональной принадлежности парламентариев. Многие из них совмещали законотворчество с деятельностью руководителей предприятий и организаций, а значит, реально оценивали практическую наполненность инициатив, особенно экономической направленности.
Помимо нескольких сотен законов депутатами Верховного Совета второго созыва были приняты четыре концепции и пять программ, признано рамочной нормой права шесть конвенций, утверждены соглашения о сотрудничестве с парламентом Молдовы и Народным Собранием Гагаузии. Обращались приднестровские законодатели и к российскому руководству. Активно участвовали в международных конференциях, проводимых в странах СНГ и дальнего зарубежья. Посещая Россию, Украину, Абхазию, Южную Осетию, Беларусь, налаживали политическое, экономическое, культурное сотрудничество.
Под занавес работы депутатского корпуса второго созыва были приняты серьезные конституционные изменения. Республика стала президентской. Изменился характер взаимодействия высших органов государственной власти. На смену коллегиальному органу, такому как правительство, пришел Кабинет министров, обладающий совещательными полномочиями. Новая, принятая 21 июня 2000 года, редакция Конституции определяла статус Верховного Совета как представительного (формируемого народом для представления его интересов) и законодательного органа власти. Парламент приобрел и некоторые контрольные функции.