Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Из когорты первопроходцев

29.10.2015

Прошло почти четверть века с тех пор, как в Приднестровской Молдавской Республике, появился законодательный орган власти – Верховный Совет. Парламент, члены которого в любой стране призваны представлять интересы избирателей, стал едва ли не первым из наиважнейших атрибутов молодого приднестровского государства. Его историю создавали и создают люди. И тем, кто был в самом начале архитрудного пути становления приднестровской государственности, тем, кого в исторических хрониках принято называть первопроходцами, создателями республики, приходилось сложнее других.

Неоспоримым историческим фактом является то, что волю народа к созданию собственного государства на первоначальном этапе реализовывали депутаты всех уровней. Большинство из тех, кто не привык прятаться за чужими спинами, поступить по-другому просто не могли. Именно депутаты, выражая мнение избирателей, возглавили их сопротивление нарождающемуся национализму, начинавшему пускать корни на правом берегу Днестра. Это были настоящие народные избранники. В их числе и представитель самой мирной и благородной профессии врача Виктор Михайлович Арестов, человек и до того известный в Тирасполе, поскольку долгое время возглавлял стоматологическую поликлинику в микрорайоне «Октябрьский», облегчал страдания людей.      

Виктор Арестов появился на свет в селе Рубежное Волчанского района Харьковской области Украинской ССР. Отца, Михаила Ивановича, сельчане ценили как знатного плотника, работящего человека.  Мать – Анастасия Михеевна – работала в полеводческой бригаде местного колхоза. Дружная и трудолюбивая семья пользовалась у земляков заслуженным авторитетом. В многодетной семье Арестовых было пять сыновей и три дочери. Все сызмальства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Упорство Виктора Арестова в достижении цели, целеустремленность, тяга к справедливости – это из довоенного и военного детства. Его внезапно прервала война…

В детских играх в «войнушку» Виктор был не «белым», и не «красным», он был нейтральным – санитаром. Все от того, что мальчику нравилось оказывать  помощь «пострадавшим в боях». Но в 41-м они вдруг стали осязаемой реальностью наяву… О беде, пришедшей на советскую землю, известил тревожный набат колоколов сельского храма. Отец и старшие братья Виктора пошли сражаться за Родину, чтобы уже никогда не вернуться и остаться лишь в нашей общей памяти.

Именно из детских лет неприятие Виктором Михайловичем любого насилия, агрессии, войны. Не зря и профессию он себе избрал самую мирную и благородную – врача, человека, облегчающего боль. В биографии Арестова – семилетняя школа, работа грузчиком, токарем на Харьковском электромеханическом заводе, военно-медицинское морское училище, служба на крейсере «Александр Невский» Северного флота, Кишиневский мединститут, женитьба на коллеге, рождение дочери – все было.

Три десятка лет В. М. Арестов проработал главным врачом стоматологической поликлиники. Был депутатом Тираспольского горсовета нескольких созывов, народным депутатом МССР. Но когда могучая держава стала рассыпаться, как карточный домик, на «националистические осколки», все вдруг осознали, что стали «терять любимую родину». И разве мог такой неравнодушный к чужой беде человек как Арестов оставаться в стороне, когда в Молдове поднимал голову агрессивный национализм, когда решалась судьба каждого конкретного приднестровца. Ведь облеченный народным доверием он должен был его оправдывать не только словами, но и действиями к сопротивлению.   

Оставив на воспитанных им же преемников стоматологическую службу города, Арестов целиком и полностью, без остатка отдает все силы и накопленный жизненный опыт, житейскую мудрость борьбе приднестровского народа с пещерным национализмом, исповедуемым правящей верхушкой Молдовы. На первоначальном этапе в этом ему помог более чем двадцатилетний стаж работы пропагандистом. Красноречие, убедительность и убежденность Арестова, его непререкаемый авторитет среди земляков помогли объединить людей, направить их на сопротивление, организовать сходы и референдумы в различных населенных пунктах Приднестровья, в том числе сельских.

Тем временем в столице Молдавской ССР Кишиневе власть потихоньку завоевывают беснующиеся националисты, для которых главным является, «коренной» ты или «манкурт». Такая позиция была неприемлема для интернационалистического по своей природе и национальному составу Приднестровья. Свободолюбивому духу приднестровцев претили по сути фашистские лозунги националистов-фанатиков – «Чемодан – вокзал – Россия», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр!»

На одном из таких митингов на переименованной центральной площади великого национального собрания в Кишиневе довелось побывать и Арестову. Виктор Михайлович хотел лично убедиться в том, о чем только слышал от других. Его самые страшные предположения подтвердились – с этими людьми общего дома не построить. Что ни выступление, то о «геноциде молдавского народа», о том, что во всех бедах молдаван виноваты русские пришельцы.

В 1990 году аналогичное национальное собрание состоялось в селе Варница. Оттуда народнофронтовцы попытались пройти организованной колонной в Бендеры и водрузить на здании горисполкома ненавистный приднестровцам триколор, который ассоциировался у них с временами румынской оккупации 1941–1944 годов. Однако рабочие Бендер и Тирасполя не позволили им этого сделать.

Виктор Михайлович Арестов был депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. 22 мая группа парламентариев от Приднестровья, приехавших на сессию в Кишинев, у здания законодательного органа была атакована большой группой воинствующих молодчиков из народного фронта. В присутствии бездействующей милиции политические и идеологические хулиганы стали буквально издеваться над депутатами из Приднестровья и угрожать: «Мы вам покажем за Бендеры!»

При этом местные партийные органы, даже КГБ делали вид, что ничего сверхъестественного не происходит. Горкомы, райкомы, парткомы не только не поддержали самоорганизовавшиеся массы, наоборот они даже пытались мешать забастовочному комитету, активистам ОСТК доводить до сведения приднестровцев реальную информацию о происходящем на правом и левом берегу Днестра. В забастовочном комитете Арестова назначили ответственным за информацию. По городам и весям Приднестровья он ездил и распространял «Бастующий Тирасполь», прокламации, листовки. Главными адресами были села, сельчанам необходимо было объяснить «почему рабочие в городах бастуют». Тогда именно массы, в лице Объединенного совета трудовых коллективов, членом которого с первых дней основания был Виктор Михайлович, постепенно берут реальную власть в свои руки. Позже выдвиженцы именно этой общественной организации получают большинство депутатских мандатов в местных Советах и в составе Временного Верховного Совета и законодательного органа первого и второго созывов.  

Потом была первая в СССР политическая забастовка, первые жертвы в Дубоссарах, первые референдумы и съезды депутатов всех уровней, создание молодой республики и первых органов государственной власти, в числе которых и законодательный. И непосредственным участником этих событий, в том числе и создания правовой базы молодого государства, был Виктор Арестов.

В его памяти навсегда запечатлелась Бендерская трагедия. В голове миролюбивого, гуманного человека не укладывалось – как можно воевать с собственным народом, уничтожать его только за то, что он хочет жить на земле своих предков и говорить на родном языке? «Наведение конституционного порядка» в Бендерах по Снегуру – это  шквальный огонь по приднестровцам из всех видов оружия, в том числе минометов, бомбометание по Бендерскому мосту. Все это претило самой природе человека, которого учили лечить людей, облегчать их страдания.

Настоящим памятником для таких людей, как один из создателей республики Виктор Михайлович Арестов, служит недавний 25-летний юбилей приднестровской государственности.  

АРЕСТОВ Виктор Михайлович

Родился в 1931 г. Образование высшее. Трудовую деятельность начал в 1950 г. С 1964 г. – врач-стоматолог стоматологической поликлиники г. Тирасполя, с 1966 по 1996 гг. – ее главный врач.

Активный участник борьбы приднестровцев против националистического курса руководства Молдовы. Избирался депутатом Тираспольского городского Совета нескольких созывов. Депутат Верховного Совета еще Молдавской ССР (1990 г.). Делегат ряда съездов депутатов всех уровней Приднестровья. Депутат Временного Верховного Совета ПМССР, член Президиума Верховного Совета ПМР I созыва. С января 1996 г. – председатель Комитета по вопросам социальной политики и экологии Палаты Законодателей Верховного Совета. Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1988 г.), знаком «Защитнику Приднестровья», медалью «За трудовую доблесть», Орденом Республики. Работал советником Президента ПМР, долгое время возглавлял Русскую общину Приднестровья.