Представляя инициативу главы государства о введении налога на имущество юридических лиц, заместитель министра экономического развития Алевтина Слинченко особое внимание уделила ситуации в жилищно-коммунальной сфере республики. По ее словам, физический износ жилфонда составляет 70%. Помимо затрат на ремонтные и общестроительные работы, необходимо изыскать средства на приведение в надлежащее состояние внутридомовых сетей водоснабжения, а также электрических, газовых и тепловых сетей. Последние нуждаются в децентрализации, что тоже предполагает серьезные траты. На решение всех проблем в этом секторе, согласно пояснительной записке к законопроекту, необходимо 850 миллионов рублей. По словам представителя правительства, нельзя закрывать глаза на положение дел и в энергетической отрасли. Жизнеобеспечивающие системы требуют переоборудования для перехода на использование альтернативных газу видов топлива. Алевтина Слинченко подчеркнула необходимость обеспечения энергетической безопасности республики и проинформировала участников пленарного заседания о планах правительства по разработке концепции развития данной отрасли.
Все эти сведения предварили представление сути законопроекта. Предполагается, что налог на имущество юридических лиц послужит источником получения средств, направленных на решение означенных задач. При ставке 1,5% от налогооблагаемой базы бюджет, по расчетам правительства, получит в 2016 году 255 миллионов рублей. Но дело в том, что ввести налог автор предлагает с 1 января 2015 года, установив на 12 месяцев переходную ставку 0,1%. То есть по итогам первого года в казну поступит в лучшем случае 16 миллионов рублей. Парламентарии задавались вопросом, стоит ли ради этой суммы бежать впереди телеги, ведь президент и правительство рассчитывают через год изменить всю систему налогообложения, введя три налога – на прибыль, НДС и обсуждаемый сегодня налог на имущество юрлиц.
Не понятна многим законодателям и взаимосвязь названия налога и целей его направления. Звучало альтернативное введению нового налога предложение повысить ставки существующего налога на содержание жилфонда. Говорили парламентарии и об ущемлении интересов жителей сельской местности. Целевое назначение этого налога предполагает направление средств в основном в пользу «высоток», частный сектор оказывается явно в проигрыше. Нововведение заметно усложнит финансовое положение многих предприятий, имеющих на балансе простаивающие основные средства, так как пустующие здания и помещения не исключаются из налогооблагаемой базы. Организации, дабы не платить за воздух, будут вынуждены продавать активы. Но вопрос в том, найдутся ли желающие их приобрести.
Общее направление дискуссии сводится к тому, что в очередной раз предпринимаются попытки усугубить и без того непростое положение бизнеса республики.
«Предлагаемый налог перечеркивает все тезисы и принципы, о которых мы столько говорили. Он делает нашу экономику еще более инвестиционно непривлекательной. Почему мы не слышим ни о каком расширении налогооблагаемой базы? Нужно понимать, что при одной и той же базе налогообложения нельзя ждать роста сборов, какой бы ни была система», – отметил спикер парламента Михаил Бурла.
Против введения в данный момент налога на имущество юридических лиц выступил и ответственный парламентский комитет. Его руководитель Олег Василатий отметил: «Данный налог уменьшает прибыль. Вырастут издержки производства. Их, как известно, относят на стоимость продукции, а значит, новый груз ляжет на плечи потребителя».
После двухчасовой дискуссии 9 законодателей поддержали идею президента, 22 парламентария проголосовали против ее принятия. Инициатива о введении с 2015 года налога на имущество юридических лиц отклонена депутатским корпусом.