Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Волеизъявление народа

28.01.2019

28 января 1990 года – значимая в истории республики дата. В этот день тираспольчане провели референдум, на котором высказались за  придание городу статуса самостоятельной территории на принципах самоуправления, регионального хозрасчета и самофинансирования с полным равноправием языков. Жители Тирасполя также ответили на вопрос о целесообразности вхождения города в состав Приднестровской АССР в случае ее создания. 96% тираспольчан проголосовало «за».

Референдум в столице был проведен в республике вторым по счету. Первый прошел двумя месяцами ранее в Рыбнице – 3 декабря 1989 года. Этот референдум стал первым не только на территории приднестровского региона, но и в истории Советского Союза.

«В то время Рыбница была самой активной, самой боевой единицей Приднестровья, которая выступала инициатором по многим вопросам. Мы понимали, что наше спасение – только в проведении референдума. Это решение было принято еще на заседании забастовочного комитета. В забастовке принимало участие больше 200 заводов. Бастовали месяц, но результата не было. Тогда и поступило предложение создать республику. Это был самый разумный шаг в нашей судьбе», – вспоминал активный участник событий тех лет, депутат Верховного Совета пяти созывов Анатолий Белитченко.

В конце 80-х русскоговорящие жители левобережья Днестра выступали против прорумынского будущего: навязывания румынского языка и латинской графики. Поэтому в августе-сентябре 1989 года стали инициаторами и активными участниками политических забастовок.

Подготовительную и организационную работу по проведению референдумов вели трудовые коллективы. По республике проводились собрания в поддержку референдумов. Призывы звучали со всех трибун, газетных полос, листовок.

«Народ – источник власти. Мы решили обратиться к народу: да или нет. И конечно народ сказал «да». Референдумы проводились в сложных условиях, были провокаторы. Создавались рабочие дружины, охранялись избирательные участки», –  рассказал депутат Верховного Совета I созыва Петр Заложков.

«Все референдумы проходили под руководством ОСТК. Люди шли голосовать на эмоциональном подъеме. Это были чуть ли не стопроцентная явка и выражение воли народа об образовании республики. После этого депутаты Верховного Совета Молдавской ССР от Приднестровья вышли из его состава. Затем собрались в подвале завода имени Кирова и приняли решение о суверенитете – декларацию о независимости Приднестровья. В то время было принято главное решение о придании территории Приднестровья государственности как механизма зашиты прав людей, проживающих на этой территории», – вспоминает депутат Верховного Совета I созыва, руководитель ОСТК конца 1990-х Владимир Емельянов.

Референдумы прошли на всей территории республики. Третий по счету провели в селе Рашково Каменского района. За вхождение в Приднестровскую автономную республику проголосовали больше 95% сельчан. 1 июля голосовали жители Бендер: 97,4% также высказались «за». Затем Дубоссарский район – 97% голосов и Григориопольский,  Слободзейский – почти столько же.

«Народ отозвался очень активно, с воодушевлением. На референдум пошли массово. Чувствовалось действительное проявление воли народа, демократии, желание создать республику, управлять своей страной, самостоятельно определяя условия жизни», – рассказывал Председатель Верховного Совета  IV и V созывов Анатолий Каминский.

Референдумы были признаны состоявшимися, так как в них приняли участие больше 50% избирателей. Благодаря такому волеизъявлению граждан был сделан очередной шаг на пути к приднестровской государственности.