В августе 2012 года президент стал единоличным учредителем государственных СМИ. Такое положение парламентарии назвали монополией на информацию, незаконно установленную над государственными средствами массовой информации. «Возникает вопрос: это ли не цензура, это ли не давление и уничтожение свободы слова и предоставления информации? Все это получилось потому, что президент 31 августа 2012 года по-рейдерски взял и подчинил себе государственные СМИ, деятельность которых финансируется за счет налогоплательщиков», – отметил депутат Андрей Сафонов.
Работа над пакетом законопроектов, регулирующих деятельность СМИ, велась депутатами с начала текущего года. Авторами законодательной инициативы (депутаты Игорь Буга и Андрей Сафонов) было предложено на законодательном уровне предоставить право учреждать государственные средства массовой информации трем ветвям власти и президенту. Ими также был определен порядок назначения и отстранения от должности главных редакторов госСМИ. В качестве инициатора отстранения призвана выступать прокуратура, в случае если она обнаружит факты нарушения действующего законодательства руководителем государственного СМИ. Еще одной нормой планируется закрепить порядок освещения работы госорганов и ведомств, место материалов об их деятельности в эфире радио и телевидения. «Мы предлагаем усилить контроль народа над государственными СМИ, усилить объективность, свободу слова. Будут прекращены потоки словесной грязи, которые льются с экранов государственного телевидения. И тогда все органы власти смогут иметь свободный доступ к информационной трибуне», – добавил депутат Андрей Сафонов.
Однако, как известно, президент наложил вето на принятый законодателями закон. В обосновании отклонения проводится аналогия с Россией, где учредителем «Всероссийской телерадиокомпании» является правительство. Однако парламентарии в очередной раз указывали на вдумчивый подход к процессу гармонизации. «Мы не можем слепо копировать. В России действует совершенно другая система регистрации СМИ. Кроме того, там по-другому формируется правительство. Мы детально изучили опыт Российской Федерации, взяв за основу то, что можно применить у нас», – подчеркнул председатель профильного комитета Игорь Буга.
В ходе обсуждения отмечалось, что за время работы над законопроектами правительство и президент не направили ни одной поправки, отрицая предложения парламентариев в целом. В итоге, подчеркнув назревшую в республике реформу средств массовой информации, парламентарии вето Президента преодолели. Большинством голосов закон принят в прежней редакции.