Русский
English
В истории многих стран мира есть как славные страницы, так и тяжелые. И Советский Союз не стал исключением. Одна из таких страниц была написана кровью своих же граждан. В историю она вошла как «Большой террор» – период наиболее массовых сталинских репрессий. После революции 1917-го «большевики» начали борьбу с инакомыслием, апогей которой случился в 30-е годы. По лжедоносам «вычищались» все слои населения: партийные работники, военачальники, ученые, интеллигенция, рабочий класс и бывшие «кулаки».
В Тирасполе массовые расстрелы проходили на территории бастиона Св. Владимира Тираспольской крепости. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, состоялся митинг. С цветами к памятнику жертвам репрессий пришли их родственники, представители органов власти, министерств и ведомств, силовики и общественники.
«Мы приходим вспомнить те события и отдать дань памяти людям с такой тяжелой судьбой, которые невинно были убиенны из-за каких-то амбиций, из-за чьих-то жалоб, в рамках той большой кампании, которая накрыла Советский Союз в 30-40-е годы. Нам удалось восстановить практически всех, кто здесь захоронен, это очень большая работа. У нас есть данные и о тех, кто приговор выносил, и кто приводил в исполнение. Очень много тираспольчан среди погибших, в том числе, и руководство ПГУ, и видные политические деятели, рабочие, крестьяне», – рассказал депутат Верховного Совета и руководитель республиканского общественного движения «Наследники Победы» Игорь Буга.
Новый этап раскопок на территории бастиона Тираспольской крепости начался в 2017 году и завершился в 2023 году. Активное участие в эксгумации останков принимали члены движения «Наследники Победы». В итоге, около 4-х тысяч человек были перезахоронены по всем правилам и канонам.
«Мы восстановили более 3,5 тысяч имен репрессированных – смогли найти соответствующие документы при них, была проделана большая работа с архивом, в том числе и кишиневским. И по итогу была создана братская могила, дополнительно к той, что сделана в начале 90-х годов. У нас менялась команда, не все ребята могли выдержать эту работу. Сменилось 4 команды, основной костяк держался с 2019 года. Это и личный долг – долг перед историей. Правильно Президент говорит: какая бы история ни была – это наша история, не надо ничего коверкать и придумывать. На территории порохового погреба находились человеческие останки, сейчас они там не находятся, место уже спокойное: никто по ним не ходит, зимой не катается, как это часто бывало ранее. И можно быть уверенным, что там в настоящий момент уже никого нет», – рассказал руководитель исполкома республиканского общественного движения «Наследники Победы» Родион Романов.
По итогам раскопок была издана книга «Имя на камне. Последний бастион». В ней опубликованы имена тысяч расстрелянных периода «Большого террора».
«Эта книга максимально раскрывает всю суть того исторического периода, и по сути является бестселлером на мировой арене, потому что подобного рода работы в тех объемах, которые проводились в Приднестровье, не проводились нигде. Мы знаем, что в мире до сих пор ведутся работы, но не в таком объеме. Есть коллеги из Грузии, которые до сих пор звонят, консультируются с нами. Есть опыт, которым мы можем поделиться. В этой книге нет ни единого выдуманного слова. Мы знаем, что тема достаточно «скользкая»: периодически ее пытаются политизировать. И наши соседи очень любят этими моментами пользоваться. У нас по итогу такие моменты отсутствуют: в книге – сухой археологический отчет», – подчеркнул Родион Романов.
Каждый год к месту перезахоронения репрессированных приходят их родственники, а еще дети и внуки тех, кого расстреляли в других частях Советского Союза. Валентина Обручкова приезжает из Паркан, чтобы возложить цветы.
«Мой дед похоронен в Медвежьегорске, на Севере. А мой папа и вся семья деда были вместе с ним. Бабушка, дедушка там похоронены. Они были высланы: очень большая семья, работали вместе на поле. Семеро детей было и все попали под это, потому что «кулаки», – рассказала Валентина Обручкова.
На памятный митинг пришла и Лариса Романовна, которой совсем скоро исполнится 90 лет. Ее семью тоже не обошли стороной репрессии. Вице-спикеру парламента Галине Антюфеевой она передала письмо для Президента ПМР.
«Лариса Романовна попросила поблагодарить Президента за все, что он делает. За то, что у нас в республике помнят не только подвиги, но и такие трагедии. Приходят к нам и обращаются с разными просьбами. Конечно, мы стараемся решить, помочь людям, потому что многие еще ищут своих родных и близких. Прошло больше 80 лет. Уже повзрослели и постарели родственники, внуки, но в их памяти живут их родные и близкие, которые ни за что были репрессированы. Это отразилось и на семьях, потому что в учебные заведения на многие факультеты не принимали детей и внуков репрессированных. Особенно это касалось военных училищ, институтов. И, в общем-то, эти люди ни за что продолжали страдать, нести вот этот груз боли. Поэтому пусть будет мир во всем мире, и люди живут в счастье, в радости, рожают детей, создают семьи. Для этого жизнь дается, и дороже жизни человеческой нет ничего», – отметила заместитель Председателя Верховного Совета Галина Антюфеева.
На месте перезахоронения останков расстрелянных отслужили заупокойную литию. К памятнику жертвам политических репрессий легли живые цветы.
Продолжение - после фото
Почтили память невинно убиенных и возле главного корпуса Приднестровского госуниверситета. Здесь установлена мемориальная доска в честь первых пяти руководителей Молдавского педагогического института, которых расстреляли во время «Большого террора» на территории бастиона Тираспольской крепости.
«Трагизм ситуации в том, что тот, кто осуждал, приводил приговоры в исполнение, он искренне верил, что уничтожает врагов советской власти. Возможно, многим не нравилась власть, но столько врагов у нее не было. По самым обобщенным данным, репрессиям подверглись более 10 млн человек. Участники движения «Наследники Победы» более 7 лет занимались эксгумацией останков, в том числе они нашли и по спискам выявили ваших первых руководителей. Тяжелейший труд, сопряженный с огромной нервной, эмоциональной нагрузкой. Потому что видеть это нормальному человеку очень тяжело», – отметил, выступая на митинге у ПГУ, депутат Верховного Совета и руководитель «Наследников Победы» Игорь Буга.
Точное количество репрессированных в СССР в 1930-е годы не знает никто. И эта кровавая страница советской истории может быть никогда не дописана.
«Ничто не может оправдать совершенные злодеяния. Настоящий долг каждого из нас – сделать все возможное, чтобы подобные трагедии никогда вновь не произошли», – отметил в своем обращении по случаю Дня памяти жертв политических репрессий Председатель Верховного Совета Александр Коршунов.