Верховный Cовет
Приднестровской Молдавской Республики

Официальный сайт

Мнение Комитета: преодолеть вето

Комитет по законодательству, правоохранительным органам, обороне, безопасности, миротворческой деятельности, защите прав и свобод граждан

04.10.2016

Успешно дебютировавший в прошлом году единый день голосования вскрыл, тем не менее, ряд проблем, которые требовали законодательного урегулирования. Одна из них – голосование солдат-срочников. Воинские части входят в состав 22 избирательных участков. В Избирательном кодексе четко прописано, что военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву и проживающие  на территории части, голосуют по месту ее дислокации. Списки этой категории избирателей представляются в Центральную избирательную комиссию. Но в преддверии выборов 2015 года президент присвоил сведениям об избирателях-военнослужащих статус государственной тайны и параллельно лишил Председателя ЦИК допуска к такого рода информации. Тем самым была существенно затруднена подготовка к проведению голосования, а соблюдение избирательных процедур, особенно если речь идет о повторном или контрольном подсчете голосов, стало неполноценным. Документы у Центризбиркома изъяли. Позже глава государства вернул должность руководителя Центральной избирательной комиссии в перечень лиц, допущенных к государственной тайне, но изъятые документы возвращены не были.

«Я считаю, что, по сути, противоречий нет. Если Президент снова включил должность Председателя ЦИК в перечень лиц, допущенных к гостайне, значит позиция у всех единая. Вопрос только в том, каким актом она будет отражена в правовом поле – указом Президента или законом», – отметила глава Центризбиркома Елена Городецкая.

«Непоследовательность решений и действий, которые мы наблюдаем, может привести к неприятным последствиям. Сегодня в указе написано одно, завтра – другое. Избежать этого можно только в случае законодательного регулирования», – считает председатель Комитета по законодательству Галина Антюфеева. Она в свое время предложила закрепить на законодательном уровне допуск главы Центризбиркома к охраняемым законом сведениям. 7 сентября текущего года были внесены необходимые дополнения в закон «О государственной тайне». Но президент принятый Верховным Советом законодательный акт ветировал и вернул для повторного рассмотрения.

Один из «железных», активно используемых в последнее время президентом доводов – российский опыт. Аргументируя целесообразность отклонения законопроекта, глава государства акцентировал внимание на том, что в России Председатель ЦИК допущен к составляющим гостайну сведениям распоряжением Президента РФ, а не законом. Парламентарии в этой связи обращают внимание на тот факт, что за шесть лет существования этого распоряжения в него было внесено лишь одно изменение. Глава приднестровского государства в свое распоряжение в течение года вносил коррективы шесть раз. То есть, отмечают депутаты, в нашем случае говорить о постоянстве, устойчивости и стабильности столь значимого правового акта не приходится.

Интересен и другой аспект, на который ссылается автор вето, – недопустимость дополнительного расширения и без того чрезмерного перечня лиц, допущенных к гостайне. Список, действительно, обширен. Решением самого президента в нем появляются все новые и новые подпункты. К государственной тайне допущены руководители ЗАО «Молдавская ГРЭС», ЗАО «Рыбницкий цементный комбинат», ОАО «Литмаш», ОАО «Молдавский металлургический завод», ОАО «Энергокапитал», ООО «Каменский санаторий «Днестр», ЗАО «Одема», НП ЗАО «Электромаш», ГУКП «Приднестровская железная дорога», ГУ «Приднестровская Государственная Телерадиокомпания», ООО «Одесское шоссе», ОАО «Национальная экспедиторская компания», ООО «Тирасмет», ЗАО «Тиротекс», ГУП «ГК Днестрэнерго». Но для Председателя Центризбиркома, отвечающего за полноценное функционирование демократических институтов избирательного права, места в нем в какой-то момент не нашлось. Члены профильного парламентского комитета выступают категорически против такого подхода и рекомендуют пленарному заседанию преодолеть президентское вето и закрепить в законе «О государственной тайне» право главы ЦИК на допуск к засекреченным данным.